Поставить земельный участок на государственный кадастровый учет - это ...
Создана 19 мая 2015 10:17Просмотров: 36485
Как узнать, стоит ли на государственном кадастровом учете объект недвижимости?
Общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, использования иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон о кадастре) сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастрового плана территории, кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
С учетом изложенного, в целях получения сведений государственного кадастра недвижимости об интересующем объекте недвижимости, заявителю необходимо обратиться в орган кадастрового учета одним из вышеперечисленных способом с запросом о предоставлении сведений по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.02.2010 № 75 “Об установлении порядка предоставления сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости”.
В соответствии с частью 11 статьи 14 Закона о кадастре за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, взимается плата. Размеры такой платы и порядок ее взимания и возврата установлены приказом Минэкономразвития России от 30.07.2010 № 343 “О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы”.
Какие существуют способы образования земельных участков?
Образование земельных участков предусмотрено статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, образование земельных участков возможно:
– путем образования новых земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
– путем преобразования (раздела, объединения, перераспределения или выдела) уже существующих (сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет) земельных участков.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ, за исключением случаев:
1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;
2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с ГК РФ принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 ЗК РФ;
5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Образование земельных участков из уже существующих участков, осуществляется путем раздела, объединения, перераспределения или выдела. Образование земельных участков указанными способами возможно как из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (разграниченной или неразграниченной), так и из земельных участков, находящихся в частной собственности.
В соответствии с частью 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям. Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.4 ЗК РФ раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Не допускается объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования, за исключением случаев, если все указанные земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования одному лицу.
Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Особенности процедуры выдела земельного участка в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения установлены Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.
При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков – физическими или юридическими лицами не допускается, за исключением случаев:
1) перераспределения таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с ГК РФ принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
2) образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных пунктом 1 статьи 49 ЗК РФ.
В случаях, указанных в пункте 3 статьи 11.7 ЗК РФ, перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашений между собственниками земельных участков, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 ЗК РФ. При этом условия возникновения права частной либо государственной или муниципальной собственности на образуемые земельные участки определяются указанным соглашением.
Как происходит процедура постановки на государственный кадастровый учет земельного участка?
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в том числе в связи с образованием земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости осуществляется, на основании представленных в орган кадастрового учета заявления о постановке на государственный кадастровый учет, оформленного в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 № 529 “Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества” и необходимых для осуществления такого учета документов предусмотренных статьей 22 Закона о кадастре в том числе, межевого плана земельного участка.
С заявлением о постановке на учет объекта недвижимости согласно пункту 2 статьи 20 Закона о кадастре вправе обратиться собственник такого объекта недвижимости или любые иные лица.
В соответствии с пунктом 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 “Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости”, сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются сотрудниками органа кадастрового учета на предмет выявления отсутствия предусмотренных законом оснований для приостановления и отказа в кадастровом учете.
При отсутствии оснований для приостановления и отказа в кадастровом учете, в соответствии с решением органа кадастрового учета, в государственный кадастр недвижимости будут внесены сведения о местоположении границы земельного участка, установленном в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о кадастре, постановка на учет объектов недвижимости осуществляется в течение восемнадцати календарных дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о постановке на государственный кадастровый учет.
Плата за проведение государственного кадастрового учета земельных участков с заявителей не взимается.
По истечении указанного срока заявителю выдается кадастровый паспорт земельного участка в объеме сведений предусмотренным Законом о кадастре.
Следует отметить, что согласно части 1 статьи 25 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер.
В чем заключается упрощенная процедура постановки на учет земельного участка?
С 1 сентября 2006 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества” и до 1 марта 2015 года граждане могут оформить свои земельные участки в собственность по упрощённой схеме, которая получила неформальное наименование “дачная амнистия”.
Суть “дачной амнистии” заключается в том, что право на земельный участок предоставленный гражданам для садоводства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, огородничества и гаражного строительства, можно зарегистрировать при отсутствии в государственном кадастре недвижимости (далее – ГКН) сведений о местоположении границ (координат характерных точек границ) земельных участков. Таким образом, заказывать кадастровые работы, в результате которых будут определены координаты характерных точек границ земельных участков, и осуществлять в этой связи кадастровый учет, правообладатель указанных земельных участков не обязан.
В целях наличия в ГКН сведений о таких земельных участках (которые необходимы в том числе при осуществлении государственной регистрации прав) необходимо обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном земельном участке с приложением документа, устанавливающего или удостоверяющего право на него.
Таким образом, в указанном случае предоставлять в орган кадастрового учета совместно с заявлением межевой план не требуется.
При этом обращаем ваше внимание, что после внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, его граница не будет установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства, что в дальнейшем может повлечь возникновение споров с соседями о местоположении границы.
Как действовать, если по заявлению о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка было принято решение о приостановке или отказе?
В соответствии с пунктом 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 “Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости”, сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются сотрудниками органа кадастрового учета на предмет выявления отсутствия предусмотренных законом оснований для приостановления и отказа в кадастровом учете.
Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон о кадастре) предусматривает случаи, при наступлении которых орган кадастрового учета обязан принять решение о приостановлении осуществления кадастрового учета или решение об отказе в осуществлении кадастрового учета. Принятие таких решений (так же как и принятие решений о кадастровом учете) должно быть осуществлено не позднее 18 календарных дней со дня получения органом кадастрового учета заявления о кадастровом.
В случае если по результатам рассмотрения заявления о кадастровом учете и приложенных к нему документов орган кадастрового учета принял решение о приостановлении, то осуществление кадастрового учета будет приостановлено на период, пока не будут устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении. При этом приостановление не может длиться более чем три месяца.
Причины, по которым кадастровый учет земельного участка может быть приостановлен, установлены статьей 26 Закона о кадастре.
Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 статьи 26 Закона о кадастре.
Орган кадастрового учета при принятии в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 статьи 26 Закона о кадастре решения о приостановлении должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения (в связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, или в отношении другого земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, и тому подобным).
Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2, 3, 5, 6 или 7 части 2 статьи 26 Закона о кадастре, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин.
Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 26 Закона о кадастре, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета.
Если такое решение принято на основании пункта 5 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
Получив решение о приостановлении Заявителю в зависимости от причин, послуживших основанием принятия решения необходимо обратиться к кадастровому инженеру с целью доработки документов и устранения причин приостановления, либо согласно указанным в решении рекомендациям дополнить необходимыми документами комплект документов, предоставленных в орган кадастрового учета.
Для устранения причины приостановления заявитель или его представитель предоставляют в орган кадастрового учета дополнительные документы, проверка которых осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней.
Если представленные документы устраняют причины приостановления, приостановление считается снятым, а кадастровый учет земельного участка возобновленным со дня получения дополнительных документов. При этом государственный кадастровый учет после устранения причин приостановления осуществляется также в срок не более чем восемнадцать календарных дней.
Если представленные документы не устраняют причин приостановления, приостановление считается не снятым.
Причины, по которым в кадастровом учете земельного участка может быть отказано, установлены статьей 27 Закона о кадастре.
Принятое органом кадастрового учета решение об отказе не препятствует повторному обращению заявителя в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, поэтому получив решение об отказе в кадастровом учете заявителю необходимо обратиться к кадастровому инженеру с целью доработки документов и устранения причин принятия решения об отказе.
Решения о приостановлении или отказе в кадастровом учете могут быть обжалованы в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
Требуется ли согласование местоположения границы земельного участка, со смежным земельным участком, сведений о котором нет в ГКН?
Местоположение границ земельного участка устанавливается в результате проведения кадастровых работ посредством определения координат характерных точек таких границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН).
В случае уточнения местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, уточнения местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ГКН, местоположение границ земельных участков обязательно должно быть согласованно с правообладателями смежных земельных участков.
Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.
В порядке, установленном Законом о кадастре, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в ГКН (независимо от наличия в ГКН сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.
Таким образом, если земельный участок граничит с земельным участком, сведения о котором не внесены в ГКН, то согласование местоположения в отношении соответствующей части границы или характерной точки границы в порядке, установленном Законом о кадастре, проводить не требуется.
Какова процедура постановки на государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства?
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона
“О государственном кадастре недвижимости” от 24.07.2007 № 221-ФЗ (далее – Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 – 21, 25 – 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 2 статьи 16 Закона о кадастре постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 – 20, 25 – 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 Закона о кадастре, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 закона о кадастре, осуществляются, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007
№ 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон о кадастре) постановка на учет объекта недвижимости осуществляется на основании представленных в орган кадастрового учета документов. Состав таких документов определен статьей 22 Закона о кадастре.
Перечень документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства:
1. Заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, оформленное в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 № 529 “Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества”.
2. Технический план соответствующего объекта недвижимости или копия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию.
Копия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавшей такой документ.
3. Документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя).
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
Технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Технический план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.
Форма технического плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Требования к подготовке технического плана здания утверждены приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 № 403 “Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке”.
Требования к подготовке технического плана сооружения утверждены приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 № 693 “Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке”.
Требования к подготовке технического плана помещения утверждены приказом Минэкономразвития России от 29.11.2010 № 583 “Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке”.
Требования к подготовке технического плана объекта незавершенного строительства утверждены приказом Минэкономразвития России от 10.02.2012
№ 52 “Об утверждении формы технического плана объекта незавершенного строительства и требований к его подготовке”.
Заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются непосредственно в орган кадастрового учета либо через многофункциональный центр заявителем или его представителем лично либо направляются в орган кадастрового учета посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. Заявление представляется в орган кадастрового учета или многофункциональный центр по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа. В случае расположения объекта недвижимости в нескольких кадастровых округах заявление представляется в орган кадастрового учета или многофункциональный центр в любом из таких кадастровых округов. Заявление и необходимые для кадастрового учета документы также могут быть представлены в орган кадастрового учета в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Как снова поставить на учет аннулированный земельный участок? Подойдет ли для этого тот межевой план, который был приложен изначально?
Действующим законодательством не предусмотрено восстановление сведений о земельных участках. В связи с этим земельный участок, сведения о котором были аннулированы и исключены из ГКН, может быть поставлен на государственный кадастровый учет по заявлению о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости с приложением межевого плана по образованию земельного участка. При этом представленный межевой план должен соответствовать Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 24.11.2008 №412.
Для упрощения процедуры регистрации прав на образованный земельный участок, рекомендуем кадастровому инженеру в межевой план включить раздел “Заключение кадастрового инженера”. В данном разделе межевого плана рекомендуем указать информацию примерного характера: “Земельный участок с кадастровым номером … был переведен в статус “аннулированный” и исключен из государственного кадастра недвижимости в соответствии с ч.4 ст.24 Закона о кадастре (по истечении двух лет с момента постановки не была осуществлена государственная регистрация права, либо аренды).
При подготовке кадастрового паспорта вновь образованного земельного участка в строке 16 “особые отметки” просим указать, что ранее аннулированный земельный участок с кадастровым номером … по уникальным характеристикам полностью соответствует вновь образованному земельному участку”. Данная процедура должна упростить рассмотрение документов в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, только в том случае, если вновь образованный земельный участок по характеристикам будет полностью совпадать с ранее аннулированным. Межевой план, который прикладывался изначально, может быть представлен вновь только в случае, если он по форме и содержанию будет соответствовать актуальным Требованиям к подготовке межевого плана.
Комментарии
Список комментариев пуст
Оставьте свой комментарий